tree_talkerчитать дальшеПочитала я тут про дофаминовую теорию аутизма.
Она не лишена смысла. Дофамин — гормон удовольствия, который выделяется мозгом для самопоощрения. Исследования показывают, что у аутичных людей уровень дофамина (а также серотонина и норадренадина) снижен. И...
.
С одной стороны звучит разумно. Нейротипики действительно с детства испытывают дофаминвый кайф от социальных взаимодействий самих по себе. Аутичные дети такой стимуляции лишены, поэтому неохотно учатся общаться, нас коммуникация только утомляет. Так? Или нет...
.
Если бы дело правда было в самом по себе дофамине, мы были бы начисто лишены любой мотивации. Но мы очень мотивированы, если речь о нашем специальном интересе. «Полноценные» нейротипики рядом не стояли.
Аутистки одинаково плохо обучались бы любым навыкам. Но мы показываем феноменальную обучаемость всему, что связано с нашим специальным интересом. Аутичные дети нередко самостоятельно осваивают чтение для доступа к информации, обгоняя сверстниц. Мы можем фактически без тренировок осваивать навыки, в которых заинтересованы. Это совсем не похоже на людей с хроническим недостатком дофамина.
Складывается впечатление, что мозг выдаёт нам щедрое подкрепление, просто за другие действия. Но зачем?
Принято считать, что у людей нет специализации, в отдичие от условных муравьёв. А если она есть? Что, если среди людей есть не только те, кто от рождения приспособлены поддерживать человеческий социум, но и те, кто лишены этой способности, зато могут сутками напролёт вести исследования и оттачивать навыки в одной области, создавая наследие для будущих поколений?
Не важно, собирание марок, ремонт или феминизм — мы накапливаем, без устали анализируем информацию и делаем выводы, получая от этого природное удовольствие. Что, если аутизм закрепился в генах и стабильно передаётся из поколения в поколение, потому что это не болезнь — у нас есть и всегда была особая роль в развитии своего вида?
Grumpy Lesbian (18+), [20.11.19 22:53]
Я на канале много занимаюсь самоадвокацией в области аутизма, всем, кто подписались из-зв радфем-скандала, придется как-то с этим жить. И в инстаграме тоже много этим занимаюсь. Так вот, накатала я последний пост
www.instagram.com/p/B5F1soYKeUA/?igshid=1gdiddc...А тут сверх написанного замечу, что, например, дофаминовая зависимость нейротипиков от социального одобрения не рассматривается, как проблема, примерно нигде. Явление изучается, но их не будут от этого медикаментозно лечить. При этом из-за своей дофаминовой наркомании они творят лютую дичь: ей мы обязаны ксенофобией, сексизмом, гомофобией, геноцидами, религиозной враждой,
читать дальшесовершенно бесчеловечным селфхармом в виде пластических операций, высочайшей идентификацией с агрессором и так дальше. Во всяком случае, дофаминовое подкрепление и нейротипичность играют в этих бедах не последнюю роль. Поделиться на «своих» и «чужих» и начать одержимо искать одобрения «своих», изничтожая «чужих» — любимое развлечение нейротипичных людей с начала времён. Нейроотличные индивиды тоже в это втягиваются, но мы не хотим получать по башке, а нейротипики ищут удовольствие. Из-за дофаминового подкрепления нейротипики быстро и некритично начинают воспроизводить социальные трюки, которые гарантируют одобрение взрослых и детей. Это, кстати, к слову о том, как это девочки уже в два года уверенно выбирают розовые кухоньки, а не зеленые танки в магазине игрушек. Дело усугубляется родителями — взрослыми, за которыми зорко надзирает общество, и которые расчитывают получать дозы дофамина уже за поведение своих деток. И уж они очень постараются, чтобы детки своим поведением им эти дозы обеспечивали.
Я никогда не поспорю с тем, что у нт есть более изысканные способы получать удовольствие. Но чтобы начать кайфовать от интеллектуальных упражнений, им надо долго и тяжело учиться, а «социальные поглаживания» — они вот, быстро и легко доступны. Во многом именно недоступность лёгкого дофамина открывает аутичным людям пресловутое «мышление за рамками», и во многом именно мы двигаем вперёд культуру, предлагая новое, а не воспроизводя старое.
Если вы нт и продержались до сих пор, то я призываю понять. Я не говорю, что быть нейротипичными плохо. В конце концов, будь это так, нейротипичности не существовало бы вовсе, абсолютное большинство нт выкосил бы естественный отбор, и она осталась бы редкой катастрофической мутацией.
А аутичность — не такой уж и благословенный дар, нам по-своему трудно выживать, есть такие побочные эффекты, которые здорово осложняют наши жизни.
Но.
Нейротипиков просто принимают такими, какие они есть, даже если они по природе своей разрушительны и неэффективны, зато аутичных людей паталогизируют даже за наши сильные — сильнейшие, — стороны. Это неправильно. Реальность так не работает, и общество так работать не должно.